
Паровоз - подарок университету от Башкирского отделения Куйбышевской железной дороги. Работал он на станции "Уфа". В 2002-2003 году находился на станции Безымянка.

В 2003 году был установлен у корпуса СамГУПС, в честь 30 летия института.

Эта модель была последней. Больше паровые маневровые паровозы в СССР не проектировались. Паровозы производили с 1935 по 1957 год Коломенский, Муромский и Новочеркасский заводы. Всего за 22 года было выпущено более 3000 единиц. В наше время паровозы этой серии можно найти во многих музеях и в виде паровозов-памятников.

На сегодняшний день есть несколько штук в рабочем состоянии. Например, паровоз 9П-19489 постройки 1954 г. До 1982 года он работал на ТЭЦ-5 Ленэнерго, затем простоял заброшенным на станции Нева. В начале 1990-х годов паровоз был передан Центральному музею железнодорожного транспорта и помещён на площадку музея в Шушарах. Осенью 2000 года он был перевезён в локомотивное депо Санкт-Петербурга для ремонта. Но приступить к его восстановлению паровозный участок депо смог лишь в 2007 году. В начале 2008 года паровоз был отремонтирован и оставлен в депо, где в настоящее время периодически используется в маневровой работе. В качестве топлива для него используется отработанное масло, сливаемое с тепловозов, реже — мазут. Осенью 2015 года паровоз был переделан на уголь, в качестве топлива, силами депо Подмосковная.

Паровоз 9П-19489. Депо Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский.
В 2014 году, паровоз был частью динамической экспозиции, приуроченной к 180-летию первого русского паровоза Черепановых.
В 2013—2014 годах были восстановлены ещё два паровоза этой серии: 9П-19499 и 9П-22518 постройки 1954 и 1955 годов соответственно. Первый приписан к депо Подмосковная, Московской железной дороги. Второй — к депо Тихорецкая, Северо-Кавказской железной дороги. Оба также работают на манёврах.

В начале 2000-х на месте этого памятника стояла передняя часть тепловоза ТЭ2-11-895.
Фото 2001 года с сайта parovoz.com
Journal information