Uriy_Prokofiev (chanych_85) wrote,
Uriy_Prokofiev
chanych_85

Четвертый государственный подшипниковый завод

21 ноября этого года, свой юбилей - 75 лет, мог бы отпраздновать один из крупнейших заводов по производству подшипников в России. Но от бывшего завода осталась только несколько зданий и немного старых фото.

Не так давно на этом пустыре находились производственные корпуса крупнейшего завода по производству подшипников - Четвертого Государственного Подшипникого Завода.

Бывший гигант подшипниковой промышленности начал свою историю летом 1941 года. Из-за складывающейся ситуации на фронте, 22 июля 1941 года, председатель Госэвакокомиссии Шверник подписал решение об эвакуации 1 ГПЗ из Москвы в Куйбышев. Был вариант об эвакуации в Челябинск, поближе к тракторному заводу, но правительство СССР приняло решение о назначении Куйбышева базовым центром расположения завода.

Заводская проходная.

Производство было решено расположить на территории Линдовского городка. Оборудование начали привозить в Куйбышев 8 сентября, доставляли его по железной дороге и по Волге, на баржах. Если первые партии станков демонтировали и перевозили более менее аккуратно, то последующие разбирали уже при помощи ломов и кувалды. Грузили на баржи просто сваливая все в кучу.

Заводской корпус, 1943 год.


С разгрузкой были большие проблемы - на тот момент имелся всего один паровой пятитонный кран, поэтому большинство агрегатов разгружалось вручную. Не смотря на такие трудности, рабочим удалось в короткие сроки запустить 2800 станков. Но собирать подшипники в Куйбышеве было некому. Из Москвы приехало отделение шариковых подшипников старшего мастера ЦТП-2 Михаила Ерусалимского. Именно его люди, практически под угрозой расстрела искали в штабелях колец заваленных снегом, нужный тип — 2208. Также отыскали на речном причале и ящики с роликами 10×10. Срок изготовления первой партии был назначен на 20 ноября.

21 числа завод собрал первую партию подшипников, почти 10000 штук. Именно эту дату принято считать датой основания завода. Первым директором предприятия стал Яков Юсим, главным инжинером - Герц Лурье.


Несмотря на тяжелое время производство быстро росло - в декабре 1941 собрали уже 62000 подшипников, а к концу 1942 полностью обеспечивали оборонные предприятия не только танковыми, но и авиационными подшипниками. Всего за военные годы на заводе было выпущено около 50 миллионов подшипников.

В августе 1942 года заводу было впервые присуждено знамя Госкомитета обороны, его он завоевывал на протяжении всей войны и оно осталось на вечное хранение. 23 января 1943 года предприятие было награждено орденом Ленина.


В послевоенные годы произошла серьезная реконструкция предприятия - работать дальше на изношенном и устаревшем оборудовании было невозможно. Начали строить новые цеха и ремонтировать старые.


В 1950 году был открыт цех сверхкрупногабаритных подшипников. Первое изделие было диаметром 500мм. С этого момента начался новый этап в развитии производства, связанный с сверхкрупногабаритной продукцией. В 1952-1958 годах начались работы по автоматизации производства. Стали применяться сборочные автоматы. Это повысило производительность и снизило себестоимость.


В 1959-1965 годах были построены новые корпуса, вступил в строй цех-автомат, мощность которого составляла 4 миллиона 200 тысяч подшипников в год. Также началось строительство цеха сверхкрупногабаритных подшипников (ЦСП). В 1970 году цех заработал на полную мощность. Завод первым в стране наладил производство подшипников диаметром 3,5-4 метра. Заказы поступали из многих стран Европы. В 1976-1980 годах на заводе была построена новая кузница. Была создана ремонтная база с токарными, фрезеными и строгальными станками. В 1985 году завод был награжден Орденом Отечественной Войны первой степени.

Вид на завод 4ГПЗ, конец 2000-х.


Лето 2016 года.


Перестройку предприятие не пережило. В ноябре 1993-го производственное объединение было преобразовано в Самарскую подшипниковую корпорацию "Шар".


29 мая 1996 года предприятие было преобразовано в открытое акционерное общество "Самарский подшипниковый завод"

С 1 апреля 2007 года производство продукции на заводе прекратилось. Сегодня на месте 4 ГПЗ пустырь, но работают бывшие "дочки":
9 ГПЗ, Завод Авиационных Подшипников , завод приборных подшипников.

Проходная завода в 2015 году.

В 1980 году на 4 ГПЗ было 34000 рабочих, в 1985 году — 31000 человек; в 1995 году — 13300, в 2005 году — 2300.

Далее несколько фото как выглядел завод в заброшенном состоянии.

























Сейчас на территории бывшего завода ведутся работы по инжинерной подготовке. К 2021 году тут должны построить новый микрорайон - "Самара Центр". Будут возведены 32 жилых дома, торгово-развлекательный центр, офисные здания, школа, детский садик и парковки.

Фото из группы ВК - 4 Государственный Подшипниковый Завод и с сайта etoretro.ru
Tags: 4 гпз, Самара, завод, история, утрачено
Subscribe
promo chanych_85 november 10, 2016 00:06 592
Buy for 20 tokens
До сегодняшнего как то не задумывался запустить свой френдомарафон. В других участвовал постоянно, а вот сегодня решил сделать свой, пусть будет. Пить и есть не просит, висит себе и пусть висит.) Вдобавок, френдомарафоны приносят определенную пользу владельцу журнала. Во первых, новые посетители и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments